Роль родителей в подготовке выпускников к экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ)

Успешная подготовка ребенка к ЕГЭ зависит от наших общих усилий: с одной стороны, школы, а с другой — семьи. Что зависит от родителей? Родители могут помочь ребенку чувствовать себя более уверенно, спокойно, и тем самым, иметь возможность лучше подготовиться. Если взрослые не могут справиться со своими эмоциями, у ребенка повышается тревожность, что может отрицательно сказаться и на процессе подготовки к экзамену и на результате. Подумайте, какое состояние предаете своему ребенку, именно вы? Спокойствие, уверенность или может быть тревожность, страх?

1.Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

2. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45—60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

3. Сон. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

4.Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Экзамены - ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке.  

5.Верьте в силы детей, сами не поддавайтесь волнениям и панике. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и  старается соответствовать ожиданиям взрослых).

6.Сделайте все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки к экзаменам.

-Наблюдайте за самочувствием ребенка. Именно вы можете вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

-Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

       7.Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой.  Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят в институт, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают. Во время экзаменов наша задача — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые.